Реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок

О Реестре передовых практик

Федеральным законом о закупках предусмотрены правила осуществления закупок, но механизмы их реализации не прописаны. Закон реализуется регионами исходя из их собственного опыта и правоприменительной практики, путем создания и развития механизмов осуществления закупок, формируя, таким образом, практики реализации законодательства в сфере закупок.

В мае 2016 г. Экспертным советом регионов по развитию контрактной системы Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам было принято решение о ведении Реестра передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок: по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Целями создания Реестра являются:

  • формирование информационного ресурса, содержащего передовые достижения в организации закупочных процессов. Реестр представляет собой не просто перечень передовых практик, он подкреплен нормативной правовой базой и «дорожной картой»;
  • закрепление авторского права за регионом-разработчиком передовой практики.

По одной теме могут быть разработаны несколько механизмов разными регионами. Например, по вопросам централизации закупок, поддержки отечественных товаропроизводителей, организации проведения совместных торгов и закупок малого объема.

Реестр передовых практик призван служить методологической поддержкой для принятия управленческих решений, является средством организации обмена передовым опытом, методологическими разработками в реализации законодательства в сфере закупок и формирования эффективных систем закупок.

Реестр передовых практик включает в себя информацию о тех механизмах реализации норм законодательства, которые разработаны и осуществляются отдельными регионами, муниципальными образованиями, организациями (в части закупок по 223-ФЗ) и применение которых позволило повысить эффективность закупочной деятельности.

Согласно регламенту ведения Реестра, утвержденного в сентябре 2016г., для внесения практики в Реестр передовых практик регионом (муниципальным образованием, организацией) в адрес Гильдии направляется пакет документов с сопроводительным письмом. В пакет документов включаются:

  • заявка о включении практики в Реестр;
  • представление практики в виде презентации;
  • описание механизма реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок соответствующей практики;
  • описание результатов осуществления практики, в т.ч. в конкретных измеримых показателях (по возможности);
  • план мероприятий («дорожная карта») по внедрению практики;
  • полный перечень нормативных правовых актов, принятых для целей реализации рассматриваемой практики;
  • тексты нормативных правовых актов, ведомственных актов, принятых для целей реализации данной практики в электронном виде.

Решение о включении практики в Реестр принимается коллегиально. Представленная практика подлежит обсуждению на заседании Гильдии с участием экспертов в сфере применения 44-ФЗ и 223-ФЗ, при этом главное, что рассматривается:

  1. не противоречит практика законодательству;
  2. на сколько эта практика позволяет повысить эффективность закупочной деятельности;
  3. может ли данная практика быть применима (с учетом адаптации) в других регионах.

Таким образом, для регионов, муниципальных образований, организаций Реестр передовых практик - это, фактически, пакет готовых документов и материалов по конкретной тематике. Остается только выбрать, изучить и адаптировать практику с учетом условий своего региона.

Отдельные практики из Реестра уже успешно применяются регионами.