На 18-м Петербургском Международном экономическом форуме обсуждали тему о повышении открытости и прозрачности госзакупок

Вот уже 17 лет эта международная площадка объединяет ведущих мировых политиков и бизнесменов, которые встречаются, чтобы определить и обсудить ключевые проблемы, стоящие перед Россией, развивающимися рынками и мировым сообществом. Присутствие на этом мероприятии самых известных политиков, предпринимателей, экспертов – показатель растущего интереса к самому Форуму и готовности участников к взаимовыгодному сотрудничеству.

IMG_0382.JPG

В этом году впервые в рамках Форума на одной из сессий прошло обсуждение такой актуальной темы, как «Повышение открытости и прозрачности госзакупок».

В работе сессии приняли участие и сделали доклады представители четырех крупных общественных организаций – Сергей Габестро, член Генерального совета, руководитель комитета по конкурентным закупкам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»; Антон Гетта, руководитель дирекции, проект ОНФ «За честные закупки»; Лидия Никифорова, Председатель правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» и Виктор Степанов, член Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

В частности, поделившись своими впечатлениями о работе сессии, Лидия Никифорова отметила, что обсуждаемая тема вызвала у участников большой интерес. И этому есть объяснение. По оценкам экспертов, в большинстве стран мира на государственные закупки приходится 13-20% ВВП. Эти данные убедительно доказывают, что этот сектор играет значимую роль в распределении бюджетных средств и обеспечении экономического роста. Реформы, направленные на повышении эффективности госзакупок, являются одной из ключевых задач для многих стран и, конечно, для России, где недавно начали работать электронные торговые площадки для размещения государственных и муниципальных заказов.

Делая доклад на сессии, Лидия Никифорова отметила, что с принятием 44-ФЗ произошла смена целеполагания, смена идеологии в системе госзакупок. В частности, действующее до этого законодательство не позволяло эффективно бороться с коррупцией, новая система, наоборот, эту возможность реализует. Произойдет это за счет еще большей открытости, которую во многом обеспечивает переход на электронные процедуры. Еще одно важное новшество: по новому законодательству общественные объединения, организации будут иметь право контролировать эффективность закупок, направлять заказчикам запросы о ходе исполнения контрактов, обращаться в контрольные и правоохранительные органы.

Но, как отметила председатель Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу, проблема в том, что механизмы под эти новые инструменты, пока еще не созданы. Например, на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru даже для расчета начальной (максимальной) цены невозможно четко структурировать информацию. Поэтому очень важным будет создание Министерством экономического развития Каталога товаров, работ и услуг.

По мнение участников сессии, все это должно происходить открыто с участием общественности, вплоть до открытого обсуждения технического задания на Каталог товаров, работ и услуг. Взаимодействие с экспертами общественных организаций позволить создать инструменты, позволяющие сделать контрактную систему наиболее открытой, прозрачной, понятной и контролируемой, поскольку общественные организации представляют определенный срез общества нашей страны.