Реестр лучших практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок пополнили новые регионы

15 декабря 2016 г. в Москве состоялось очередное заседание Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.

            В заседании приняли участие 24 члена Экспертного совета Гильдии очно, а также 32 дистанционно.

         Заседание Экспертного совета открыли Председатель Правления Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам         Л.В. Никифорова и проректор по дополнительному профессиональному образованию РГСУ Н.В. Старостенков.

         В ходе заседания был рассмотрен и обсужден ряд вопросов: предварительные итоги работы Экспертного совета в 2016 году; порядок участия муниципальных заказчиков в Рейтинге эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ по итогам 2016 г.;  организация мониторинга закупок в регионах РФ; универсальный оператор для уполномоченного органа, обзор за 2016 г. и планы на 2017 г.; лучшие практики реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок.

Председателем Экспертного совета, председателем правления Гильдии Лидией Викторовной Никифоровой была освещена работа, проведенная Экспертным советом в 2016 г.

В течение года было проведено четыре заседания совета, из них два выездных:

 

25 марта в г. Москва в рамках Форума-выставки «Госзаказ», Москва

26-27 мая в г. Волгоград

29-30 сентября в г. Калининград

15 декабря в г. Москва

 

 

На заседаниях Экспертного совета были рассмотрены около 20-ти вопросов, среди них:

-  рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ, механизмы оценки передовых закупочных систем в регионах;

- концепция автоматизированного сбора и обработки аналитических данных для целей рейтингования;

-  итоги тестового расчета оценки закупочных систем в соответствии с определенной регионами методикой; опыт участия пилотных регионов в тестовом расчете Рейтинга;

- централизация закупочных процессов;

- мониторинг эффективности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

- о проблемах и перспективах развития закупок по 223-ФЗ в регионах;

- состав полномочий региональных уполномоченных органов и учреждений;

-  лучшие практики регионов РФ в построении закупочных систем и осуществлении закупок. Включение в Реестр лучших практик;

- инструменты для повышения эффективности закупочной деятельности регионов;

- организация методологической профилактики нарушений и злоупотреблений в сфере закупок региона;

- и др.

По итогам работы Экспертного совета в 2016 году:

- сформированы предложения по совершенствованию положений законодательства сферы закупок. Эти предложения направлены в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, Министерство экономического развития Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации;

- осуществлено совершенствование методик расчета Рейтинга. В качестве направления развития Рейтинга определено создание механизма рейтингования заказчиков, осуществляющих свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ;

- проведено 2 тестовых расчета Рейтинга;

- проведены исследования применяемых моделей централизации в регионах (журнал Федерализм) и состава полномочий региональных уполномоченных органов в сфере закупок;

-  начато ведение Реестра лучших практик: разработан и утвержден порядок ведения реестра; в реестр включены лучшие практики Алтайского края «Централизация закупок органов местного самоуправления»; Мурманской области «Осуществление закупок «малого объема» на региональной торговой площадке»;

- для организации мониторинга эффективности закупок разработана и предложена регионам методика оценки эффективности закупок.

 

         В ходе обсуждения вопроса о порядке участия муниципальных заказчиков в Рейтинге эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ по итогам 2016 г. было выдвинуто предложение о том, что рейтинг закупочных систем регионов должен состоять из двух частей: государственные закупки и муниципальные.  Сбор всей информации должен осуществлять уполномоченный орган.       

         Лидия Викторовна напомнила, что с 1 января 2017 г. вступает в силу статья 97 44-ФЗ о мониторинге закупок, в соответствии с которой органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут осуществлять мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проведенное исследование показало, что мониторинг закупок осуществляется во многих регионах, но подходы разные. Где-то он осуществляется программными средствами по определенным показателям, где-то это выстроенная система отчетности, кто-то мониторит на уровне контроля лимитов финансирования. В ряде регионов более широкое понимание мониторинга, больше показателей. У некоторых нормативная база мониторинга закупок адаптирована под федеральное постановление     № 1193, приняты правила или порядок осуществления мониторинга закупок. Однако методика оценки эффективности закупок есть в единичных случаях.

         На заседании выступили члены Экспертного совета от 4-х регионов и рассказали об организации мониторинга закупок у себя в регионах:

         в Алтайском крае – Д.В. Батейкин, заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, начальник управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

         в Республике Дагестан – М.Д. Далгатов, Председатель Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан;

         в г.Севастополе – И.В. Щукина, начальник Управления государственного заказа г.Севастополь;

         в Воронежской области – Т.Г. Семеренко, первый заместитель руководителя Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.

         Информация об организации мониторинга была принята для возможного обмена опытом.

 

Юлия Игоревна Обаляева, эксперт Гильдии, директор по развитию    ЗАО «Сбербанк-АСТ» рассказала о проведенном исследовании полномочий региональных уполномоченных органов в целях исполнения законодательства по закупкам и продажам и универсальном операторе для уполномоченного органа, способном реализовать эти полномочия в электронном виде.

 

         На заседании были рассмотрены четыре претендента на звание Лучшей практики реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок.

         Северьянов Константин Дмитриевич, руководитель контрактного агентства Архангельской области представил практику «Централизация закупочной деятельности, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Игнатенкова Елена Владимировна, заместитель Председателя – начальник управления организации закупок Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок представила проект «Через госзакупки к стандарту оказания охранных услуг».

Калашникова Наталия Александровна, заместитель министра экономического развития Саратовской области, начальник управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд представила практику «Организация поддержки региональных производителей при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд».

Орлов Михаил Анатольевич, заместитель директора департамента общегосударственных вопросов и регулирования контрактной системы министерства финансов Тульской области представил Практику централизации закупок государственных и муниципальных заказчиков.

Все практики единогласно признаны членами Экспертного совета возможными для распространения в регионах РФ и внесения в Реестр лучших практик. 

Презентации участников заседания Экспертного совета: Скачать.


1.JPG

2.JPG

3.JPG

4.JPG

5.JPG

6.JPG

7.JPG

8.JPG

9.JPG

10.JPG