Экспертный совет

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ РЕГИОНОВ – общая работа на один результат

С 1 января 2014 года вступил в силу закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Принятие данного закона отменило действие закона №94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и ввело принципиально новый подход к организации закупок в Российской Федерации.

Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам с самого начала поддерживала идею принятия закона о контрактной системе. Как специалисты, мы понимали, что само по себе экономное расходование бюджетных средств не может быть самоцелью. Гораздо важнее то, какой эффект мы получаем от затраченных бюджетных ресурсов, как работают закупленные нами товары, работы и услуги на выполнение социальных обязательств государства.

Теперь, когда закон принят, мы ставим перед собой новую задачу – реализации и развития контрактной системы. Закон №44-ФЗ – элемент системной реформы государственного заказа. Как в любой реформе, для внедрения закона важна методическая и методологическая поддержка его реализации. Анализируя содержание закона становится понятно, что внедрение его положений потребует глубокого изучения возникающих проблем, оперативного реагирования и выработки предложений по внесению изменений в новый закон и нормативные правовые акты Российской Федерации и Регионов.

Участников системы контрактных отношений сейчас становится множество. Это различные уполномоченные органы в сфере государственного заказа. Если раньше это были органы уполномоченные на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также органы уполномоченные на контроль, то теперь, в связи с расширением сферы регулирования закупочного законодательства, число таких уполномоченных органов значительно возросло. Кроме того, полноправными участниками новой закупочной системы теперь становятся не только государственные заказчики и поставщики, но и новые институты в лице общественности и экспертных сообществ.

Законом предполагается реализовать много новых механизмов, еще не опробованных на практике. При этом не надо забывать, что практику размещения заказов на конкурсах и аукционах мы отрабатывали долгих 9 лет со дня принятия закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Как правило, каждый нарабатывал эту практику сам, учась на собственных ошибках и исходя из собственного понимания что можно, а что нельзя, что полезно, а что вредно.

Поэтому сегодня очень важным становится единое понимание механизмов, заложенных в законе, а также нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством экономического развития РФ и другими федеральными ведомствами.

Насколько эффективны предложенные механизмы, сейчас не скажет никто, надо вместе нарабатывать практику применения положений закона.

Чтобы решить эти непростые задачи в составе Гильдии был создан «Экспертный совет Регионов по развитию контрактной системы». В его состав вошли профессионалы–практики госзаказа: руководители уполномоченных органов в сфере государственного заказа, представители федеральных ведомств, а также эксперты по закупочной деятельности.

 

Положение об Экспертном совете Регионов
по развитию контрактной системы

 

1. Общие положения

1. Экспертный совет регионов по развитию контрактной системы (далее экспертный совет) является постоянно действующим экспертно-консультативным органом, оказывающим содействие органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ по совершенствованию Федерального законодательства и формированию нормативно-правовой базы субъектов РФ в сфере закупочной деятельности.
Экспертный совет создается и действует в соответствии с настоящим положением.

2. В состав совета входят члены Гильдии: руководители уполномоченных органов в сфере государственного заказа, руководители региональных отделений Гильдии, представители федеральных ведомств, эксперты по закупочной деятельности.

3. Председателем совета является председатель правления Гильдии.

4. Для оперативного решения вопросов, относящихся к сфере деятельности Совета, избирается Президиум экспертного совета (далее Президиум).

5. Численный и персональный состав Президиума устанавливается экспертным советом большинством голосов.

6. Президиум Экспертного совета избирается сроком на 1 год.

7. Члены Экспертного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

8. На заседаниях Экспертного совета обсуждаются законодательные предложения, проекты нормативно-правовых актов Российской федерации и субъектов Российской Федерации, состояние правового регулирования экономических отношений в сфере контрактной системы.

9. Заседания Экспертного совета носят открытый характер.

10. Для работы по подготовке проектов документов и материалов могут привлекаться организации и независимые эксперты, в том числе на платной основе.

2. Задачи Экспертного совета.

1. Методологическая поддержка субъектов РФ по реализации закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Выработка скоординированных квалифицированных решений по совершенствованию законодательства в сфере закупок.

3. Анализ состояния правового регулирования экономических отношений в сфере контрактных отношений.

4. Рассмотрение и экспертная оценка проектов нормативно-правовых документов по реализации и развитию контрактной системы.

5. Унификация нормативно-правовой базы субъектов РФ.

6. Обмен опытом, выявление и распространение лучших практик субъектов РФ по реализации контрактной системы.

3. Порядок работы Экспертного совета.

1. Экспертный совет является коллегиальным органом, строящим свою работу на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов.

2. Заседания экспертного совета проводятся ежеквартально. В случае необходимости могут проводиться дополнительно.

3. Повестка дня Экспертного совета формируется председателем Экспертного совета на основании предложений его членов и плана работы.
Правом внесения вопросов для рассмотрения на экспертном совете обладают все члены гильдии.
Повестка дня заседаний Экспертного совета доводится до его членов не позднее чем за 5 рабочих дней до его проведения.

4. Материалы, необходимые для рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня заседания Экспертного совета, представляются членам Экспертного совета не позднее, чем за один день до проведения заседания.

4. Права и обязанности членов Экспертного совета.

1. Члены Совета имеют право:
а) направлять на заседания Экспертного совета своих представителей с правом совещательного голоса
б) быть избранными в Президиум Экспертного совета.
в) получать материалы и решения экспертного совета.

2. Члены Экспертного совета обязаны:
а) участвовать в деятельности Экспертного совета (присутствовать на заседаниях, оповещать о невозможности присутствия на заседании, о направлении своего представителя)
б) выполнять поручения Экспертного совета по проведению предварительной экспертизы обсуждаемых материалов.

5. Права и обязанности Президиума экспертного совета

1. Члены президиума экспертного совета:
a) осуществляют работу между заседаниями;
б) формируют проект повестки дня экспертного совета;
в) готовят материалы для обсуждений и проекты решений.

 

Создавая экспертный совет, Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам обратилась ко всем регионам с предложением принять участие в нашей работе. На сегодняшний день в Экспертный совет вошли представители 60 регионов. Прилагая значительные усилия для становления профессионального сообщества в сфере закупок, Гильдия активно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти по вопросам формирования контрактной системы. Руководители и специалисты Минэкономразвития России участвуют во всех заседаниях нашего координационного и экспертного советов. Мы совместно обсуждали такие непростые вопросы как планирование закупок, формирование контрактных служб заказчика. Общая работа идет полным ходом и это дает уверенность, что реализуя новый закон, мы оправдаем надежды, которые общество возлагает на новую систему государственного заказа.